RSS
 

Контркультура

486x60_main - копия

Термин «контркультура» впервые был использован американским социологом Теодором Роззаком, применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, противопоставляющих себя традиционной культуре. Контркультура противопоставляла себя тем, что ставила во главу угла чувственно-эмоциональное переживание бытия, находящееся за рамками умозрительно-логических методов познания.

Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей.

Особо ярко контркультура была выражена в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и в 1970-х годах в субкультуре панк.

В СССР примером контркультуры являлась андеграундная рок-культура.

Контркультура — явление, свойственное не только и не столько широко известным и приведенным выше молодёжным движениям XX века. Господствующая культура не способна охватить всё символическое пространство общества. Часть этого пространства «делят» между собой субкультуры и контркультуры. К таким контркультурам в различных исследованиях относят раннее христианство, прочие религии, коммуны утопистов и движение большевиков.

Примером контркультуры является также уголовная среда, в замкнутой и обособленной среде которой постоянно формируются и видоизменяются идеологические доктрины, буквально «переворачивающие с ног на голову» общепринятые ценности — честность, трудолюбие, семейную жизнь и т. д.

Самые яркие представители контркультуры в литературе – это произведения Чака Паланика, Чарльза Буковски, Фредерика Бегбедера, Генри Миллера; из отечественных авторов выделяются особенно Сергей Минаев и Владимир Сорокин.

Произведения всех этих авторов можно скачать в интернетмагазине «ЛИТРЕС».

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.